Последствия для работодателя за неоформление работника по трудовому законодательству

Какие правовые последствия грозят работодателю, который намеренно не оформляет своих работников по правилам трудового законодательства (не заключает трудовой договор, не вносит записи в трудовые книжки, не производит необходимые отчисления)?
Категория: Трудовое право 8 года назад

Tags: трудовая книжка неоформление работника

8 года назад
В силу ст. 67 Трудового кодекса РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

По смыслу ст. 66 Трудового кодекса РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Если у работника нет ни записи в трудовой книжке, ни трудового договора с указанным работодателем, то работник может обратиться в суд с требованием о признании трудовых отношений между ИП и гражданином в указанный период.

В случае неисполнения работодателем своих обязанностей по надлежащему оформлению отношений с работниками, а также уплате НДФЛ с доходов своих работников, работодатель или его должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной и налоговой ответственности.

1. Административная ответственность.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случае повторного привлечения должностного лица к ответственности за аналогичное правонарушение, применимо наказание в виде дисквалификации (лишение права занимать руководящие, управленческие должности) на срок от 1 года до 3 лет.

Ст. 353 Трудового кодекса РФ полномочия по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ предоставлены Федеральной инспекции по труду.

Согласно п. 1 статьи 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральная инспекция по труду).

При этом в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. Если нарушение законодательства о труде носит длящийся характер, то указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

2. Уголовная ответственность.

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Работодатель, исполняя роль налогового агента, возложенную на него законодателем, обязан исчислять, удерживать у работника и уплачивать налог на доходы этого работника (НДФЛ). Эта обязанность предусмотрена ст. 226 НК РФ.

Статья 199.1 часть 1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Данное преступление наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Часть 2 статьи 199.1 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное в особо крупном размере.

Для наступления уголовной ответственности по ст. 199.1 УК РФ необходимо наличие состава преступления. При этом необходимо обращать внимание на наличие личного интереса работодателя при совершении преступления и наличие крупного (особо крупного размера).

Крупным размером в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 миллионов рублей. Особо крупный размер - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 миллионов рублей.

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).

3. Ответственность, предусмотренная законодательством о налогах и сборах.

Статья 123 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Данное нарушение влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Как указывалось выше, работодатель, являясь налоговым агентом, обязан исчислять, удерживать у работника и уплачивать налог на доходы этого работника (НДФЛ).

Пункт 6 статьи 226 НК РФ говорит о том, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Другими словами, работодатель, выплатив заработную плату работнику, обязан в этот же день перечислить НДФЛ в соответствующий бюджет.

Следует помнить, что давность привлечения к налоговой ответственности - 3 года с момента, когда наступил срок уплаты соответствующей суммы (ст. 113 НК РФ). Соответственно, необходимо определить срок уплаты последней суммы каждого из налогов и взносов исходя из того, когда он уволился; если 3 года прошли, то штрафы налагать нельзя.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что работник, которого работодатель не оформил в соответствии с трудовым законодательством, вправе обратиться с заявлениями в Федеральную инспекцию по труду, налоговую инспекцию и органы полиции. При этом к обращениям желательно приложить доказательства осуществления работником трудовой функции у данного работодателя.
 
 
 

Для направления ответа войдите или зарегистрируйтесь.  Нажмите здесь для авторизации