В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом. Поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать причинение вреда, вину причинителя вреда и причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда.
Если падение дерева произошло в результате неблагоприятных погодных условий, то такое обстоятельство исключает гражданско-правовую ответственность кого-либо (например, см. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 06.03.2012 по делу N 33-1622/2012).
Если дерево упало вследствие того, что было сухостоем или поврежденным, то ответственность за произошедшее будет нести лицо, допустившее указанную ситуацию.
Согласно п. 6.1 Правил создания и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г. № 153, землепользователи озелененных территорий обязаны, в том числе, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных деревьев.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, а в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность создания органами местного самоуправления в лице администрации города для решения вопроса организации благоустройства и озеленения территории поселения специального муниципального предприятия или учреждения с наделением его соответствующими уставными задачами, целями и видами деятельности.
В свою очередь в ведении органа местного самоуправления находятся вопросы содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования, а потому оснований для возложения на него ответственности за падение дерева на придомовой территории нет.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к каковым относится и управление управляющей организацией.
В случае необходимости сноса деревьев на внутридворовой территории, соответствующая управляющая компания обращается в адрес специализированного муниципального органа и последним организовывается комиссия для обследования деревьев, которой по результатам осмотра составляется соответствующий акт.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, в зависимости от того, обращалась ли управляющая компания в муниципальный орган с заявлением о спилке (сносе) дерева, ответственным за причинение вреда будет либо управляющая компания многоквартирного дома либо специализированный муниципальный орган.
Указанное подтверждается судебной практикой: Определение Московского городского суда от 08.12.2010 по делу N 33-38270, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 14.03.2012 по делу N 33-1427/2012, Апелляционное определение Орловского областного суда от 19.06.2012 по делу N 33-1064.